Россия согласилась построить в Пакистане газопровод стоимостью около $2,5 млрд. Реализовывать проект будет “Ростех”, он же будет владеть трубой в течение 25 лет. Но госкорпорация должна найти финансирование для трубопровода, тогда как Исламабад обещал гарантировать возврат инвестиций за счет долгосрочного тарифа на прокачку газа. Но находящемуся под санкциями “Ростеху” будет сложно найти финансирование, и источники полагают, что средства может дать РФ. По мнению собеседников, Москва хочет побороться за пакистанский рынок, который сейчас активно пытается занять Китай, пишет “Коммерсантъ”.
Премьер РФ Дмитрий Медведев вчера одобрил межправительственное соглашение с Пакистаном, по которому дочерняя структура “Ростеха” “РТ-Глобальные ресурсы” построит газопровод длиной около 1,1 тыс. км из Карачи на юге Пакистана в Лахор — на севере. Это первый масштабный проект с участием России в Пакистане за последние 40 лет. По соглашению российская сторона “организует финансирование” для проекта, который будет идти с “максимальным использованием технологий, материалов и оборудования российского производства”. В свою очередь, Исламабад должен дать необходимые разрешения и земельные участки, а также гарантировать российским компаниям “возмещение всех прямых убытков” — даже в случае “военных конфликтов, революции, восстания, мятежа, бунта, терактов и аналогичных событий”. Теперь Москва и Исламабад в течение месяца должны подписать соглашение на уровне министерств. Вчера в Минэнерго РФ ситуацию не комментировали.
Газопровод должен соединить терминал по приему сжиженного газа (СПГ) в Карачи с севером страны. Первый такой терминал заработал в Карачи в этом году: американская Excelerate поставила регазификационное судно, которое служит хранилищем СПГ (FSRU) подконтрольной Пакистану Inter State Gas Systems (ISGS, СП двух крупнейших газораспределительных компаний страны). Мощность терминала — 9 млн т в год, акционеры ISGS уже объявили тендер на поставку еще одного FSRU на 4 млн т в 2016 году. В прошлом году Пакистан договорился с Китаем о строительстве СПГ-терминала в Гвадаре и газопровода длиной около 800 км в Навабшахе.
Партнером “Ростеха” по проекту будет та же ISGS. Как пояснили в госкорпорации, проект будет осуществлен по схеме BOOT (build-own-operate-transfer). В течение 25 лет газопровод будет находиться в собственности проектной компании под руководством “РТ-Глобальные ресурсы”, также возможно вхождение других инвесторов. После этого права собственности передадут Пакистану. При этом ISGS даст гарантии по загрузке газопровода и будет оплачивать транспорт газа по долгосрочному тарифу (выполнение этих условий будет обеспечено госгарантиями Исламабада). “Ростех” привлечет заемное финансирование, для этого, говорят в госкорпорации, рассматриваются как российские, так и зарубежные (в том числе пакистанские) инвесторы.
Мощность газопровода составит 12,4 млрд кубометров, стоимость проекта “Ростех” в начале года оценивал в $2,5 млрд. Сейчас в госкорпорации не стали сообщать точную цифру, отметив, что она согласовывается с пакистанской стороной. Там подчеркнули, что это экономически выгодный проект, так как позволит загрузить мощности предприятий “Ростеха”, например Объединенной двигателестроительной корпорации (производит газоперекачивающие агрегаты). Но “Ростех” с 2014 года попал под санкции, поэтому привлечение кредитов у западных банков практически исключено. “Учитывая политическую важность проекта, это могут быть квазигосударственные деньги, например, от ВЭБа”,— полагает источник в правительстве.
По словам источников на рынке, экспорт российского СПГ в Карачи сейчас не рассматривается, хотя не исключена поставка СПГ из портфеля структуры “Газпрома” GM&T (занимается продажей газа за рубежом). Один из собеседников, знакомых с ситуацией, подтвердил, что “Газпром” ведет переговоры с пакистанцами и заинтересован в этом рынке. Наиболее вероятным источником поставок собеседники называют Катар.
Энергодефицит в Пакистане в последние годы становится не только экономической, но и политической проблемой, население страдает от постоянных веерных отключений, отмечает главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Москаленко. “Развитие отношений с Пакистаном долгое время отставало из-за традиционной ориентации РФ на Индию, а теперь Москве нужно спешить, чтобы не отдать пакистанский рынок Китаю, который становится главным экономическим партнером Исламабада”,— считает эксперт. Собеседник в правительстве соглашается, что для России геополитически важно укрепить позиции в Пакистане, в том числе в транспорте газа, поскольку в перспективе страна может стать важнейшим маршрутом по транзиту газа в Индию. Исламабад давно ведет переговоры о строительстве газопроводов из Ирана (проект “Мир”) и Туркмении (через Афганистан, проект TAPI), но пока продвижение незначительно. Вчера “Туркменгаз”, который конфликтует с “Газпромом” и ищет выход на новые рынки, объявил, что станет лидером консорциума по TAPI. Ранее на эту роль в числе прочих претендовали французская Total, китайская CNPC, а также “Ростех”.
|