В Нигерии власти предприняли очередную масштабную попытку взять под свой контроль нефтедобывающую отрасль страны, которую в буквальном смысле слова раздирают многочисленные преступные группировки. Об этом свидетельствует начало показательного процесса над еще не пойманным, но уже осужденным, одним из владельцев индийского танкера Akshay, который удалось задержать в ноябре 2012 во время попытки незаконного вывоза нигерийской нефти за границу. Капитан и еще один член команды корабля отбывают тюремные сроки в Нигерии.
Нефть в Нигерии воровали всегда. При этом у государства справиться с этим злом шансов было мало. Во-первых, география дельты реки Нигер, где проводится большинство незаконных операций с нефтью, чрезвычайно сложна и прекрасно подходит для этих целей. Кроме того, местные племена всегда неплохо зарабатывали на краже «черного золота». Отказываться от этих доходов они никогда и не собирались, при этом оказывали серьезное сопротивление полиции.
Да и сами правоохранители и чиновники, причем всех уровней власти, неоднократно становились фигурантами коррупционных скандалов и обвинялись в сговоре со злоумышленниками. Поэтому нигерийские власти в борьбе с воровством нефти в основном ограничивались декларациями.
Однако в последние годы это явление приобрело прямо таки угрожающие масштабы и стало чуть ли не главной угрозой для национальной безопасности страны.
По оценкам специалистов, ежедневно различные группировки незаконно добывают, а то и просто похищают из хранилищ и нефтепроводов, более чем 150 тыс баррелей «черного золота» . Из них 80% , то есть 120 тыс баррелей на сумму 35 млн долларов ежедневно, уходит за границу.
Причем, если еще несколько лет назад незаконным промыслом в основном занимались, если так можно выразиться, «кустари», которые доставляли небольшие объемы нефти на лодках в дельту реки Нигер, где в густых мангровых лесах маскировались маленькие нефтеперерабатывающие заводы, то сейчас все изменилось.
Бизнес в свои руки взяли крупные игроки. В том числе и международные криминальные авторитеты, которые вывозят награбленное в другие страны. При этом переработку осуществляют в недоступных для правоохранительных органов территориях. К примеру, в той же Индии, которая в настоящее время закупает приблизительно 30% производимой в стране нефти.
Конечно же, захват индийского корабля Akshay и суд над одним из его владельцев не разрушат криминальные схемы нигерийского нефтяного бизнеса. Однако международное сообщество воспринимает всю эту историю с оптимизмом.
«Это первое подтверждение того, что Нигерия признает проблему кражи нефти. И оно привело к успешному осуждению игроков, замешанных в транспортировке нефти в другие государства», — подчеркнул аналитик британского агентства Control Risks по Африке Томас Хансен .
Возможно, отметил он, это станет хорошим стартом для масштабной зачистки, которую рано или поздно пришлось бы вести и внутри Нигерии, и за ее пределами.
|