Начало строительства морского участка газопровода «Южный поток» отложено на месяц, сообщил журналистам член правления «Газпрома» Владимир Марков. Причины отсрочки он не уточнил, но представитель компании утверждает, что они технические: все зависит от времени прибытия трубоукладочного судна, пишет РБК daily.
«Все подготовительные работы к настоящему времени закончены, начало строительства запланировано на 15 декабря», – заявил Марков. Впрочем, по его словам, эта дата не окончательная. Причины отсрочки он не уточнил.
Говоря о строительстве газопровода на российской территории, Марков отметил, что тут «отставаний от сроков нет», а введенные против России санкции вряд ли повлияют на строительство морской части. «Газопровод будет построен в те сроки, которые согласованы», – подчеркнул член правления «Газпрома».
В начале октября стало известно, что стоимость морского участка «Южного потока» подорожала с €10 млрд до €14 млрд, а сухопутного участка на территории Европы – с €6,6 млрд до €9,5 млрд. Но даже с учетом роста стоимости «Южный поток» входит в параметры внутренней нормы доходности, установленные в «Газпроме», подчеркнул Марков.
Аналитик Raiffeissenbank Андрей Полищук полагает, что месяц задержки для такого крупного проекта, каким является «Южный поток», – это не срок. Причиной отсрочки, по словам эксперта, могли стать и технические вопросы, и вопросы финансирования. «Но, если речь идет об одном месяце, эти проблемы не стоят внимания», – сказал Полищук.
По словам аналитика, делать выводы о том, что «Газпром» сместил приоритеты со строительства «Южного потока» на, например, газопровод «Алтай» [ранее председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявлял о приоритетности западного направления поставок в Китай], оснований нет. «Контракт по «Алтаю» еще даже не подписан. Не имеет смысла приостанавливать «Южный поток», работы по которому уже ведутся», – пояснил Полищук.
Старший аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин напомнил, что «Южный поток» пока не одобрен ЕС, однако сама по себе задержка в один месяц, по его словам, не должна повлечь за собой никаких потерь. «Даже если бы не было никаких санкций, отставание от графика с большой вероятностью все равно бы было – компания к этому готова», – отмечает Кокин.
Другое дело, что «Газпром» может понести расходы из‑за списания инвестиций в расширение внутренней системы, необходимой для переориентирования потоков на юг. «Южный поток» – это не только морской и сухопутный участок, это также насосные станции и перемычки, строительство которых также требовало финансовых вложений. Впрочем, скорее всего, компания найдет способ не списывать эти инвестиции, заключает Кокин.
«График строительства не изменился. Морская укладка начнется в этом году, как и планировалось. Точная дата зависит от полной готовности трубоукладочного судна к работе и времени его прибытия в российские воды», – заявил представитель «Газпрома».
|